alogasin


Журнал А. Логашина

Заметки дилетанта


Previous Entry Поделиться Next Entry
Специалисты и дилетанты
alogasin
Слова «специалист» и «дилетант» принято считать антонимами. В эпоху гекслиевских специалистов-интеллектуалов, знающих понемногу обо всем и все о немногом, вероятно, так и было. В наши же дни, пожалуй, именно узкие специалисты демонстрируют самые яркие образцы дилетантизма. Порой эти образцы весьма забавны (хрестоматийным примером может служить тезис о сожжении Коперника инквизиторами, неоднократно озвучиваемый российскими журналистами и парламентариями), но зачастую дилетантизм специалистов имеет весьма печальные последствия. Так, экономическим катастрофам начала XXI века в немалой степени мы обязаны массовым приходом в экономику математиков, прекрасных специалистов в своей сфере, принесших в экономическую теорию и практику чудовищно механистический подход, не выдержавший столкновения с суровой действительностью.

Противоестественное соединение специалистов и дилетантов в наши дни, как представляется, связано с чрезмерной узостью современного образования. Понимание того, что ты ничего не понимаешь в определенной сфере, является первым этапом ее мало-мальски серьезного изучения. Серьезное изучение проблемы является лучшим средством от дилетантизма. Даже если это изучение будет неполным и человек не станет специалистом, он по меньшей мере, будет понимать, что специалистом не является. И напротив, трудно вообразить себе лучшую питательную среду для дилетантизма, нежели девственная пустота знаний, удобренная бессистемно нахватанными фактами и идеями. Вдвойне это верно для тех, кто является специалистом в своей области. Уверенность в своих силах, опирающаяся на реальные успехи, и уверенность в универсальности своих знаний (а они действительно универсальны — в узкой профессиональной сфере) служат залогом того энтузиазма, с которым узкие специалисты бросаются в новые сферы деятельности.

Больше всего, конечно же, не везет гуманитарным наукам. Все таки ферматистам и торсионщикам требуется определенный теоретический багаж, способный охладить неофитский пыл. Зато для совершения открытий чудных в области истории, религиоведения или литературоведения достаточно пролистать пару книжек и напрячь фантазию. И если единичные гипотезы о микоидной природе Ленина или тождестве Соломона с Цезарем могут забавлять, вал оригинальных гипотез уже не столь безобиден.

Во-первых, расширение деятельности дилетантов приводит к деградации системы гуманитарного знания в целом. Гуманитарное знание всегда включало как «верхний слой» (системное академическое знание), так и «нижний слой» (массовое, зачастую мифологизированное знание). Массовый приход дилетантов в гуманитарную науку почти не затрагивает «верхний слой» напрямую, но ослабление связи между этими слоями ослабляет приток идей и людей в «верхний слой». Во-вторых, характерной чертой дилетантизма является его ангажированность. Обилие фактов, используемых академической наукой склоняют к бесстрастному «Каким-то хазарам какой-то Олег задумал отмстить почему-то». Ограниченность фактической базы и неофитский пыл дилетантов создают плодородную почву для «Однажды задумал предатель Олег отмстить нашим братьям хазарам». А уж какие формы примет реализация конфликтного потенциал подобных теорий несложно додумать.

Увы, в ближайшие десятилетия нам предстоит жить в мире дилетантов. Помешать этому навряд ли получится, но хотя бы позаботиться о системном образовании для себя и своих детей, защитившись от соблазна дилетантизма, вполне реально.


?

Log in