alogasin


Журнал А. Логашина

Заметки дилетанта


Previous Entry Поделиться Next Entry
Корни экзистенциальной фрустрации
alogasin

В середине прошлого века Виктор Франкл обогатил психологию понятием экзистенциальной фрустрации, патологического состояния, связанного с невозможностью реализовать стремление к обретению смысла жизни. Вряд ли вызывает удивление тот факт, что теория Франкла появилась на полвека позже концепций Ницше или Фрейда. Неудовлетворенная воля к власти или половое желание — явления, известные еще современникам Аристотеля. А вот дефицит смысла жизни (да и само рефлексируемое понятие смысла жизни) — явление более позднее.

Мир людей античности и средневековья был четко организован и структурирован, религиозные системы определяли систему ценностей, законы формировали отношения между людьми, обычаи и традиции определяли стандартные цели и средства их достижения... Религия, законы и обычаи, картина мира и практические знания менялись нечасто, в той или иной мере они были сведены в единую иерархизированную систему и вопрос «зачем я живу» в этой системе возникнуть просто не мог, ибо ответ на него был готов. Плоха или хороша была система, которой располагали наши далекие предки — другой вопрос, но эта система была.

И новое время не смогло быстро разрушить эту систему, слишком уж плотно иерархическая структура картины мира вошла в сознание людей. Менялись элементы системы — на место религиозной системы ценностей приходила гуманистическая или прагматическая, в картину мира встраивались новые знания, претерпевали изменения законы и обычаи. Скелет старой системы становился слабее, но до какой-то степени сохранял цельность картины мира. Но к середине прошлого века он рухнул окончательно. В годы, лежащие между сараевскими выстрелами и крахом колониальной системы, история неслась слишком стремительно. Система рухнула окончательно, люди стали формировать свой мир так же, как набивали корзинку в супермаркете. «В качестве религии я выбираю буддизм, в качестве политических взглядов — троцкизм и немного маоизма, а об эстетике пока не решил. То ли взять концептуализм, то ли постреализм, а, возьму, пожалуй оба, а дома разберусь...». Стоит ли удивляться появлению такого явления, как экзистенциальная фрустрация...

Но экзистенциальная фрустрация стала отнюдь не единственным проявлением деиерархизации и деструктуризации сознания. Потеря системы ценностей может выражаться не только в тоске и апатии экзистенциальной фрустрации, но и в сублимации потерянной цели текущими желаниями, в собственном «хочу», становящимся для человека ultima ratio. Стремительный рост потребления психоактивных веществ, волна немотивированных, бессмысленных преступлений — все это результат выпущенного на волю «хочу». Иногда опустевшее место в иерархии ценностей удается занять очередному мессии, гуру или сенсею — и тогда начинает складываться очередная секточка или терорристическая группа. Невиданный расцвет маргинальных групп, сотни и тысячи групп фанатиков, пришедшие на смену былым эпидемиям безумия также являются результатом распада системной картины мира.

Если два предыдущих проявления были связаны с деиерархизацией сознания, то вал торжествующего дилетантизма, охвативший современное общество, - уже дитя деструктуризации. Понахватанные из разных источников обрывки идей и фактов в лишенном внутренней системы сознании создают иллюзию глубокого понимания проблемы. И продаются многотысячными тиражами очередные книги разоблачителей косной официальной науки, а больные вместо «химии» предпочитают лечиться уриной и травками, выбранными по книжке очередного «потомственного народного целителя». Деструктуризация же обусловливает и бессилие современного человека в ситуации чуть отличной от стандартной, будь то забарахливший компьютер или потерявшаяся цифра в бухгалтерском отчете. Похоже, тезис «Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов» помнят только составители сборников афоризмов, и отсутствие фактов становится нерешаемой задачей.

Таким образом, многие проблемы современного мира растут из одного корня — из распада системной картины мира. Пожалуй, с этим надо что-то делать. Вряд ли удастся изменить других в количестве достаточном, для изменения мира, но изменить себя вполне реально. Структурированная картина мира — хорошая защита от многих проблем названных выше и еще более многих не названных. Ее создание требует сил и времени, но эти затраты могут окупиться сторицей.

Основа любой системы — информация. И, желательно, - информация аналитическая. Принципы могут заменить факты, факты не могут заменить принципы. Поэтому основа создания структурированной картины мира — чтение серьезных исследований и практических руководств. Поскольку всем, кроме счастливых обладателей эйдетической памяти свойственно забывать информацию, в особенности абстрактную, то не просто чтение — а чтение и конспектирование. Чтобы конспектирование не выродилось в коллекционирование записок, по завершении чтения нескольких книг по близкой тематике имеет смысл сводить конспекты воедино — в виде ли классического реферата, либо в форме графических схем по Бьюзену или Минто. И при чтении новых книг этот сводный материал обновлять. Цель изучения состоит в формировании системы знаний и потому при конспектировании и своде допустимы, а порой и желательны упрощения. Лучше владеть неполной информацией, разложенной по полочкам, чем кучей беспорядочных фактов.

Знания без практики мертвы, поэтому любое исследование материала, относящегося к практической сфере стоит закреплять и закреплять не абстрактными «посмотрим, как эта штука работает», а решением своих конкретных задач. Изучение языка программирования закрепляется написанием нужной программы, изучение медицины — составлением списка рекомендаций по питанию и образу жизни для себя, et cetera. Даже теоретические штудии — по философии, культурологии или истории стоит закреплять практикой — посещением тематического музея или написанием статьи в Википедию...

Создать систему ценностей и выбрать цель в жизни непросто, даже Франкл, всю свою жизнь положивший на исследование экзистенциальной фрустрации, не разработал общих для всех рецептов. Но даже не сформулировав для себя Великой цели, стоит постоянно держать в уме по меньшей мере три цели — краткосрочную (на ближайший месяц), среднесрочную (на ближайший год) и долгосрочную (на несколько лет). Такие цели сразу придают практический характер изучению и практическому закреплению знаний, придают творческий импульс и могут служить неплохим источником энергии...

Накопления знаний и постановки целей недостаточно для создания прочной и надежной системы, но они могут стать хорошей отправной точкой для ее создания.


?

Log in